Эффективная коммуникация: как мы формулировали «заповеди»

В процессе выбора тренинга любая компания сталкивается с вопросом нахождения тренинга, сформированного под конкретную потребность именно этой компании. На сегодняшний день на рынке тренинг-услуг можно найти сотни компаний и тысячи предлагаемых тренингов, способных удовлетворить практически любую потребность заказчика. Но, не смотря на это, для заказчика один вопрос всегда остается открытым: а какой тренинг и какая компания подойдут именно для решения моей конкретной задачи?

Готового ответа на этот вопрос нет. Однако, мы сформулировали наше видение решения данной задачи. Для того чтобы подобрать тренинг и получить желаемый результат, этот желаемый результат надо правильно сформулировать и сформировать стратегию тренинга. Со всеми нашими заказчиками мы формулируем желаемый результат по такой формуле:

  1. Обозначаем желаемый результат тренинга в формате простого утверждения, без перечислений и причинно-следственных связей.

Желаемый результат принимает вид предложения в настоящем времени в формате «субъект, действие, объект» (последовательность не имеет значения).

Пример: «участники тренинга для тренеров активно используют полученные инструменты на практике».

  1. После этого выявляем препятствия – что мешает достичь этого желаемого результата.

Требования к формулировкам препятствий такие же – формат «субъект, действие, объект» в настоящем времени ( Кто что делает? Кто что не делает?).

Пример: «Слушатели считают, что им не подходит…», «Я не знаю, как..», «Заказчик выдвигает дополнительные требования» и т.п.

  1. В итоге разрабатываем способы устранения или обхода этих препятствий, т.е. действие = глагол (рассказать, провести, опросить, показать). После чего, проделывается выбор действия по критериям и проверка логики построения.

Данный подход позволяет максимально эффективно выработать стратегию тренинга и достичь того самого желаемого результата заказчика.

Хорошо, на бумаге это есть. А как данный подход работает на практике?

эффективная коммуникация

Вот одна ситуация из жизни: в компании в Управлении РR и связям с общественностью, состоящем из 2-х отделов по 8 человек в каждом, развивается затяжной конфликт. Руководитель – мужчина, подчиненные – женщины от 25 и до 45 лет. Отношения напряжены у всех с руководителем, у отделов – между собой. Претензии высказываются открыто, работа перекладывается, проекты затягиваются… полная анархия.

Задача тренинга – нужна эффективная коммуникация, наладить общение между всеми.

Желаемый результат – сотрудники отделов эффективно общаются друг с другом.

В процессе были сформулированы препятствия, способы их устранения и была выработана стратегия достижения желаемого результата.

«Должно было измениться отношение участников тренинга друг к другу. Как это сделать за 2 дня? Можно в мешках попрыгать было бы, но не поедут же. Мы решили сделать тренинг, результатом которого станут «Заповеди» общения. Не кодексы, не правила, а именно заповеди — короткие, эмоционально насыщенные, принимаемые всеми участниками тренинга.»

Елена Танкова
Генеральный директор Академии риторики

Результатом стала программа с рабочим названием «Эффективная коммуникация», разработанная с учетом специфики именно данной компании. В процессе проведения мы сделали следующее:

  • Продиагностировали всех по фирменной методологии «Буратино»;
  • Выявили точки «барьеров коммуникаций» между участниками тренинга;
  • Убрали эмоции с помощью техник аргументированной речи;
  • Вскрыли ситуацию по фактам;
  • Сработали в мини группах по стратегии преобразований: «как от того что есть, прийти желаемому результату»;
  • Подискутировали по поводу стратегий, пришли к консенсусу – договорились;
  • Сложные ситуации, по мнению участников, разложили по законам режиссуры и отыграли;
  • Составили «заповеди».

Что в итоге?
Сегодня, в отделах мир и покой, все распечатали «заповеди» и повесили их к себе на стеночку, привыкли к их исполнению, вошло в привычку нормально общаться, слушать и слышать, аргументировать. В общем, эффективно взаимодействовать. Топ менеджмент доволен. Эффективная коммуникация на лицо. Желаемый результат достигнут.

В качестве бонуса, выкладываем блоки тренинга, описанного в этой статье. Вы можете посмотреть все наши тренинги тут.

Экспресс диагностика «базовых игр людей»

  • Ролевая диагностическая процедура
  • Сущностная характеристика образов по итогам процедуры
  • Тренировка определения базовых игр

Правила конструктивного делового взаимодействия

  • Аргументированная речь:
    • Требование к формулированию позиции
    • Требования к формулированию аргумента
    • Доказательная база/поддержка аргумента
  • Практика: короткое аргументированное сообщение
  • ( индивидуальное озвучивание и защита позиции)
  • Отличие умения «слушать» от умения «слышать»
    • Тренировка умения «слышать» на коротких аргументированных сообщениях, подготовленных участниками тренинга по теме «Эффективное взаимодействие в команде»

Разработка стратегии преобразований в командном взаимодействии

  • Формулирование цели/желаемого результата для команды ( по итогам совместного обсуждения)
  • Определение препятствий, мешающих достичь этого желаемого результата
  • Определение способов устранения или обхода этих препятствий
  • Выработка стратегии преобразований
  • Аргументированная защита стратегий мини групп, перед остальными участниками

Выработка «заповедей» общения в формате конструктивной дискуссии

  • Требования к ведению конструктивной дискуссии, цель которой принятие компромиссного решения, удовлетворяющего все стороны дискуссии
  • Проведение дискуссии
    • Тема
    • Позиции сторон
    • Аргументация
    • Сильные стороны/выгоды
    • Слабые стороны/риски
    • Поиск компромисса
  • Формулирование «заповедей» как фиксация   решения по итогу дискуссии

Режиссура взаимодействия по «заповедям»

  • Сбор банка «сложных» ситуаций
  • Разбор этих ситуаций по схеме «цель – задача – средства- сверхзадача»
  • Отыгрывание «сложных ситуаций», с опорой на выработанные «заповеди»
    • Видео тренинг, просмотр, анализ, перспектива;
  • Подведение итогов тренинга, обратная связь;